Развитие памяти у детей

В школе ребенку предстоит запомнить колоссальный объем информации — правила, исторические даты, стихи, формулы и схемы. Родители могут помочь детям натренировать память, подготовиться к повышенным нагрузкам в школе, чувствовать себя уверенными и быть успешными в учебе.

В этой статье обсуждаем простые и эффективные способы развития памяти, но для начала разберемся, как устроен процесс запоминания.

Понятие и виды памяти у детей

Памятью называют способность запоминать, хранить и воспроизводить информацию — не только набор знаний, но еще воспоминания и впечатления о жизненных событиях. Это невероятно сложная система, так как в процессе запоминания задействовано много процессов мозговой деятельности.

По длительности запоминания и количеству обрабатываемых данных память делят на кратковременную и долговременную.  Кратковременной памятью считается способность запоминать небольшой объем информации на короткий период времени — около 30 секунд. Потом обработанная информация либо забывается, либо отправляется в хранилище долговременной памяти.

В зависимости от восприятия информации память у ребенка делят на такие виды:

●      слуховая — запоминание услышанного;

●      образная — запоминание увиденного;

●      моторная — запоминание физических движений;

●      словесно-логическая — запоминание и воспроизведение последовательности услышанных/прочитанных слов;

●      эмоциональная — запоминание впечатлений, которые вызвали яркие эмоции.

Очень часто разные виды памяти комбинируются между собой. Простой пример: когда ученик списывает с доски уравнение или текст, он одновременно пользуется зрительной и моторной памятью.

Произвольное и осмысленное запоминание

Процесс запоминания может быть произвольным, когда мозг бесцельно или механически запоминает информацию, а также произвольным, когда запоминание необходимой информации происходит сознательно и осмысленно.

Родителям важно понимать, что у дошкольников преобладает память непроизвольная — ребенка в возрасте до 6 лет нужно заинтересовать, так как он лучше запоминает предметы или явления, с которыми активно взаимодействовал.

 Ребенок легко запомнит то, что вызвало в нем эмоциональный отклик, а вот абстракции откладываются в памяти крайне тяжело. Только к 7 годам дошкольник может уверенно пользоваться осознанной памятью и прилагать волевые усилия для запоминания информации и воспроизводить ее, например, учить песни, алфавит, стихи. К концу дошкольного периода у ребенка воспоминания становятся более длительными, он может вспомнить, что было несколько недель назад и детально пересказать происходящее.

Простые способы для развития памяти у детей

Чтобы в будущем малышу легко давалась учеба, заниматься развитием его памяти нужно систематически и с самого раннего возраста. Но делать это важно мягко и без напора, иначе можно отбить любую охоту к обучению. Посмотрим, какие способы советуют использовать психологи для детей в возрасте до 6 лет.

Рассказ о прошедшем дне

Просите ребенка рассказать, как прошел его день в садике. Задавайте малышу наводящие вопросы, к примеру, что давали на завтрак, какие были игры, как прошла прогулка. Рассказывая о своем дне, ребенок работает со своей памятью и учится выстраивать хронологию событий. Уточняйте в разговоре все детали, например, какого цвета платье было у куклы. Постепенно он научится подробно пересказывать свой день. Кстати, такой обмен мыслями полезен не только в дошкольном возрасте, но и когда ребенку будет 12-15 лет, и начнутся сложности подросткового возраста.

Чтение и пересказ

Люди, которые много читают, чаще всего отличаются хорошей памятью, у них развита способность быстро запоминать и обрабатывать информацию, им легко поддержать разговор почти на любую тему. Обязательно читайте малышу сказки и рассказы, а затем вместе обсуждайте прочитанное, просите его пересказать события и высказать свое мнение относительно разных героев. Когда ребенок научится читать сам, сохраняйте традицию пересказа. Просите его рассказать, что он прочел, что ему понравилось, какие эмоции вызвал рассказ. Это способствует развитию памяти, а еще улучшает коммуникативные навыки.

Изучение иностранного языка

В детстве дети легко воспринимают иностранный язык на слух. Для развития памяти заучивайте каждый день по 5-7 новых слов и повторяйте то, что выучили ранее. Изучение иностранного языка — это эффективная когнитивная тренировка для мозга, которая повышает концентрацию и способности к многозадачности. Многие исследования доказали, что билингвы отличаются крепкой памятью, лучшими способностями к чтению и более успешны в учебе. Отличный способ мотивировать ребенка на изучение иностранного языка — отправить его в языковой летний лагерь.

Заучивание песен и стихов

Пробуйте заучивать небольшие стихи — начните с четверостиший. Стихи и песни можно учить на иностранном языке.

Чтобы процесс запоминания шел легко, важно, чтобы слова в стихотворении были понятны. Это поможет избежать банальной зубрежки — важно, чтобы дети представляли события и рисовали в своем воображении картинку. Подбирайте стихи, которые будут соответствовать текущему периоду развития. Например, в 3-4 года психологи советуют выбирать стихи, где будет много сочетаний глаголов с существительными, обозначающими конкретные величины.

Уже в 4-5 лет содержание стихов и песен можно немного усложнить, допускается наличие не только конкретных величин, но и абстрактных понятий. Чтобы сделать процесс запоминания более интересным, стихи можно разучивать в ролях или в форме сценок. С 6 лет у детей развивается логическое мышление, поэтому процесс заучивания приобретает аналитический характер. Можно не просто учить стихи, а рассуждать с ребенком, что, по его мнению, могло бы быть в этой истории дальше — попробуйте развить сюжет и пофантазировать вместе. В возрасте 8 и 9 лет дети могут учить достаточно длинные и сложные стихотворения, понимая их смысл.

Работа в команде

Чтобы дети хорошо усваивали какую-то информацию и связали ее с долговременной памятью, побуждайте их пересказывать ее другим, например, друзьям или членам семьи. Такой подход способствует развитию памяти, творческих способностей и коммуникации.

Мнемотехника

У дошкольников идет формирование абстрактно-логического мышления, поэтому им проще запомнить то, что они пережили лично. Мнемотехника позволяет связывать абстрактные понятия с явлениями из жизни, которые хорошо знакомы. Такой подход упрощает запоминание и полезен для развития памяти.

Есть много техник для тренировки запоминания у детей разного возраста, вот самые простые:

Ассоциации. Суть в том, чтобы превратить слова в яркие образы, которые дети запоминают гораздо быстрее.
Мнемонические фразы. Прием, когда из начальных букв слов, которые нужно запомнить, составляют предложение. Простой пример — «каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
Истории. Этот метод помогает запомнить список вещей, несвязанных друг с другом, связывая их забавной или даже абсурдной историей.
Зарифмуйте информацию, которую нужно запомнить. Многие взрослые до сих пор помнят забавные стишки, выученные в детстве, что доказывает эффективность этой методики.

Осмысление информации

Просто заучивать и повторять информацию — не самый эффективный способ развития памяти. Куда лучше, если вы будете приучать ребенка к осмысленному запоминанию. Чтобы информация запомнилась надолго, нужно понять, о чем идет речь. Если научиться вникать в суть и рассматривать вопрос в контексте, видеть логику и закономерности, запоминать будет намного проще.

Повторение изученного

Чем больше раз повторить новую информацию, тем надежнее она связывается с долговременной памятью. Минимум нужно пять повторений — сразу после запоминания, потом через 20 минут, через день, через 2 недели и через 2 месяца.

Базовые рекомендации для развития памяти ребенка

Выше мы рассмотрели простые рекомендации, которые помогут на ежедневной основе тренировать память ребенка. Что еще стоит учесть родителям дошкольника?

Вот несколько рекомендаций психологов родителям, которые хотят воспитать детей с хорошей памятью:

●      Старайтесь задействовать разные виды памяти. Например, чтобы пересказать рассказ, сначала, прочитайте его, затем прослушайте аудио, потом посмотрите картинки и попробуйте сами нарисовать персонажей.

●      Действуйте мягко, не допускайте, чтобы дети уставали или злились. Иногда родители перегибают палку, используя слишком много упражнений или игр для развития памяти. Лучше заниматься понемногу и в удовольствие.

●      Используйте разные техники для работы с памятью, чтобы не пропал интерес.

●      Помните, что хорошая работа мозга — это не только учеба, но еще и полноценный сон, отдых и прогулки на свежем воздухе.

Существует много других способов, которые помогают улучшить концентрацию внимания и поработать с памятью. Кроме вышеперечисленных методик, многие родители успешно используют игры на концентрацию, которые тоже отлично помогают с развитием памяти.

Все дети индивидуальны и уникальны — ищите подход, пробуйте разные методы, сочетайте их между собой, и вы обязательно достигните отличных результатов.