Возрастные кризисы у детей

Кажется, что вашего ребенка подменили? Он стал неуправляемым и делает абсолютно все наперекор? Вероятно, вы столкнулись с одним из кризисов развития.

Вместо того чтобы винить себя за плохие навыки воспитателя или срываться на ребенке, изучите вопрос предметно. Понимая, на каких этапах развития у детей происходят возрастные кризисы и как они проявляются, вы сможете подготовиться и реагировать правильно.

Кризис 1 года

Понятие кризиса и его признаки

Кризисы детского возраста — переходные этапы от одного стабильного жизненного периода к другому. В такие моменты ребенок переживает серьезные изменения на психическом и физиологическом уровне.

Психология объясняет кризисные периоды следующим образом — дети растут скачками, во время которых, что доказано многими исследованиями, головной мозг активно испускает импульсные волны. Их значение и природу ученые до сих пор исследуют, но очевидно одно — в моменты кризиса с физическим и психическим развитием происходят кардинальные перемены.

Каждый кризис сопровождается новыми образованиями. Рассмотрим по годам:

●      в 1 год — автономная речь и первые представления о себе;

●      в 3 года — первичная самостоятельность, волевая регуляция деятельности, новый уровень самосознания;

●      в 7 лет — произвольность поступков, осознание собственных переживаний, новые социальные связи;

●      в 13-летнем возрасте появляется гипертрофированное чувство зрелости;

●      в 17 лет — личностное и профессиональное самоопределение.

Почему психологи называют кризисами скачки роста ребенка? Потому что переходное состояние на новый уровень, как психически, так и физически дается непросто. Часто кризисные периоды характеризуются неуправляемым поведением и задача родителей в том, чтобы научиться реагировать правильно и поддерживать, а не осуждать своего ребенка в такое непростое, но очень важное для формирования личности время.

Дальше мы рассмотрим каждый этап кризиса, связанного с определенным возрастом, подробнее и приведем рекомендации психологов, которые могут оказаться полезными для родителей.

Кризисы развития — как проявляются и что с этим делать

Кризис возраста

Кризис первого года жизни

Ребенку нужно больше пространства для исследования, малыш может проявлять негатив и агрессию — плакать, падать на пол, что-то требовать.

Потакание капризам или крики не принесут пользы. В такие моменты лучше отвлечь ребенка чем-то или попробовать договориться. Не запрещайте что-то просто так, а объясняйте, почему это нельзя. Поддерживайте тягу к самостоятельности в простых действиях.

Кризис трех лет

С ребенком сложно договориться, он во всем противопоставляет себя взрослым, демонстрирует самостоятельность и отделение от матери. Малыши становятся своевольными, строптивыми и упрямыми, могут проявлять ревность и впадать в истерики.

Что делать? Проявляйте хитрость и смекалку. Действуйте от обратного. Например, если ребенок категорически не хочет что-то делать, допустим, ложиться спать, не заставляйте его, а предложите игру — ты можешь делать все, что угодно, но только нельзя ложиться в кровать и закрывать глаза. Обычно дети идут наперекор — так можно добиться желаемого, применив небольшую хитрость. Поддерживать истерики нельзя, иначе это может стать нормальным способом добиваться желаемого.

Кризис 7 лет

Кризис 7-ми лет

Теряется детская непосредственность, понять ребенка становится сложнее. Нередко признаками кризиса, связанного с возрастом 7 лет, становятся кривляния, наигранность, манерность, вычурность и аффективные вспышки.

В школе ребенок осваивает новые виды деятельности, в лице учителей находит значимых взрослых, которые помогают справиться с новыми переживаниями. Ребенку очень важна оценка посторонних людей, она влияет на самооценку и представление о себе.

Чтобы понять, что ребенок переживает кризис 7-ми лет, обратите внимание на следующие изменения:

●      Заметна тенденция к описанию чувств — «Я злюсь», «Мне грустно», «Я обрадовался».

●      Манера поведения меняется в зависимости от ситуации — с родителями и взрослыми говорит сдержанно и формально, с ровесниками — более развязно.

●      Критика воспринимается болезненно, без внешней оценки мотивация теряется.

Что могут сделать родители? Вот несколько советов психологов:

●      Критикуйте неправильные действия ребенка, но не его личность.

●      Учите обсуждать проблемы и разбирать возникшую ситуацию на части. Обсуждайте, что случилось, что за эмоции он испытал. Помогайте посмотреть на произошедшее со стороны.

●      Разговаривайте без давления и дружелюбным тоном. Не повторяйте несколько раз сказанное, так как каждое напоминание злит.

●      Удивляйте неожиданными фактами. К примеру, ребенок отказывается есть овощи. Расскажите, как витамины влияют на его организм, покажите интересное видео.

●      Включайте в расписание ребенка посильную помощь по дому, приучайте к самостоятельности.

●      Следите, чтобы ребенок достаточно отдыхал. Обеспечьте гигиену сна, так как из-за сильных перегрузок могут быть срывы и аффективные вспышки.

●      Задавайте вопросы и живо интересуйтесь его делами. Узнавайте, с кем он подружился в школе, что его сегодня удивило, какие планы на завтрашний день.

●      Если ощущаете, что теряете контроль, обратитесь за помощью к психологу.

●      Старайтесь проявлять спокойное отношение к происходящему и помните, что дети копируют своих родителей. Не стоит чрезмерно переживать из-за отметок — сосредоточьтесь на индивидуальном прогрессе ребенка.

Кризис 13 лет

Кризис 13-ти лет

С подростковым возрастом наступает сложный период, по яркости проявлений и изменений в организме сравним с кризисом трех лет. Подросток переживает гормональные изменения, балансирует между двумя мирами — уже не ребенок, но еще не взрослый.

Родители должны понимать, что для подростков характерна эмоциональная неустойчивость — это связано с резкими колебаниями гормонального фона. Настроение может меняться несколько раз в течение дня, сложно контролировать свои эмоции и чувства.

Этот период связан с ощущением чувства взрослости. Подростки бывают невыносимы, хотят казаться взрослее, чем есть. Это проявляется в манере говорить, жестикулировать, одеваться. Подростки стремятся к эмансипации — хотят отделить себя от родителей, проявить максимум независимости, скрывают свои переживания. Часто возникают бурные конфликты с родителями. Критика, запреты, опека, излишняя забота — все вызывает бурную реакцию.

В этом возрасте подросткам нужно больше свободы. Им важно общаться со сверстниками. Если еще вчера ребенок больше ориентировался на взрослых и пытался им подражать, то в момент подросткового кризиса авторитетами становятся сверстники или ребята немного старше.
С возрастными переменами приходит появление выраженного интереса к противоположному полу, нередко присутствует чрезмерная одержимость своей внешностью. Подростки могут испытывать трудности в общении, успеваемость в школе хромает, подросток ищет себя в этом мире.

Если родители понимают, с какими переживаниями сталкивается их ребенок и что успешное преодоление кризиса важно для гармоничного формирования личности, прожить этот момент будет проще. Старайтесь поддерживать открытое общение, избегайте гиперопеки, давайте больше свободы.

Кризис 17 лет

Кризис 17-ти лет

Подростку предстоит взять на себя ответственность за будущий выбор. Впереди окончание школы, поступление в ВУЗ, новая жизнь. Многие испытывают тревожность и нервозность.

На этом этапе крайне важна поддержка родителей. Нужно принимать активное участие в жизни ребенка, но давать ему свободу выбора — не давить, что касается дальнейшего обучения, выбора профессии. Нужно понимать, что перед вами уже взрослый человек, который готов взять на себя ответственность. Нужно только поддержать, помочь и вселить уверенность.

Подведем итоги. В нормальном развитии возрастной кризис — явление неизбежное и очень важное. Родителям стоит набраться терпения и оказать максимум поддержки, чтобы каждый кризис стал точкой роста на пути формирования взрослой и уверенной в себе личности.